Билет № 15.
1. Круговорот веществ .Роль производителей,потребителей и разрушителей..
В экосистеме(биогеоценозе) постоянно происходит круговорот веществ и перенос энергии от одних организмов к другим.
Все организмы в экосистеме связаны цепями питания.
Обязательными компонентами любой экосистемы являются - продуценты,консументы,редуценты.
Продуценты(производители органических веществ) - растения
Консументы(потребители органических веществ) - животные
Редуценты(разлагатели органических веществ) - бактерии и микроорганизмы.
Продуценты используют энергию солнца и образуют органическое вещество, растения съедают растительноядные животные(консументы 1 порядка),а их съедают консуметы 2 порядка- хищные животные.Все живые рганизмы когда-то погибают ,а редуценты(микроорганизмы) перерабатывают мертвое органическое вещество(детрит) до минеральных соединений,которые в свою очередь будут использовать растения.(это и есть круговорот).
2.Многообразие пресмыкающихся
Царство – животные
Тип - хордовые
Класс - пресмыкающиеся
Отряды :
1)чешуйчатые (змеи , ящерицы , хамелионы 5.500видов );
2)черепахи ( около 210 видов);
3)крокодилы ( 25 видов) ;
4) клювоголовые (древняя ящерица – гаттерия).
Класс Рептилии – очень многочисленный и насчитывает около 6.000 видов.
Живут на суше, размножение не связано с водой.
Оплодотворение – внутреннее, не заботятся о потомстве, откладывают крупные яйца ,покрытые плотной оболочкой.
Головной мозг более развит.
Кожа сухая , покрыта чешуей ,она толстая ,твердая и шершавая на ощупь.
У черепах есть костные пластины( панцырь).
Встречается живорождение( ящерица –веретеница).
Глаза имеют веки , они защищают глаза от повреждений .
У змей они сраслись и стали- прозрачными.
Это хладнокровные животные – температура тела зависит от температуры окружающей среды.
Царство – животные
Тип - хордовые
Класс - пресмыкающиеся
Отряды :
1)чешуйчатые (змеи , ящерицы , хамелионы 5.500видов );
2)черепахи ( около 210 видов);
3)крокодилы ( 25 видов) ;
4) клювоголовые (древняя ящерица – гаттерия).
Класс Рептилии – очень многочисленный и насчитывает около 6.000 видов.
Живут на суше, размножение не связано с водой.
Оплодотворение – внутреннее, не заботятся о потомстве, откладывают крупные яйца ,покрытые плотной оболочкой.
Головной мозг более развит.
Кожа сухая , покрыта чешуей ,она толстая ,твердая и шершавая на ощупь.
У черепах есть костные пластины( панцырь).
Встречается живорождение( ящерица –веретеница).
Глаза имеют веки , они защищают глаза от повреждений .
У змей они сраслись и стали- прозрачными.
Это хладнокровные животные – температура тела зависит от температуры окружающей среды.
Сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке, 2 круга кровообращения, кровь смешанная,
дыхание – легочное , есть грудная клетка.
Многие древние пресмыкающие вымерли в связи с резким похолоданием климата, и тем,что были хладнокровными( температура тела зависела от температуры окружающей среды),
дыхание – легочное , есть грудная клетка.
Многие древние пресмыкающие вымерли в связи с резким похолоданием климата, и тем,что были хладнокровными( температура тела зависела от температуры окружающей среды),
- откладывали яйца,были травоядными . выжили те,кто мог приспособиться к условиям окружающей среды.
3.Здоровый образ жизни.
Здоровье - это состояние полного физического,душевного и социального благополучия,а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Задача каждого человека- сохранить свое здоровье.
Нужно правильно питаться,соблюдать режим дня,заниматься спортом, избегать стрессов,не быть конфликтным..,а главноене курить,не употреблять алкоголь и наркотики!
Продолжительность жизни человека зависит от него самого!
Билет № 16.
1.Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ…
Химический состав клетки. В клетках обнаружено около 70 химических элементов периодической системы Менделеева. Но функции выяснены только для 24 химических элементов. При этом элементы, которые есть у живых организмов, есть и в неживой природе. Это указывает на единство живой и неживой природы. Кислород, углерод, водород и азот входят в состав органических веществ. К, Na - содержатся в клетке в виде ионов, участвуют в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Ca - необходим для свертывания крови, входит в состав костей и зубов. Mg - входит в состав хлорофилла; S – белков; P - костей, нуклеиновых кислот, АТФ; Cl - выделяющейся в желудке НCl; Fe – гемоглобина; I - гормонов щитовидной железы; F - зубной эмали; Со – витамина В12; Zn – гормона поджелудочной железы инсулина.
Химические элементы в клетке образуют:
1) неорганические вещества( вода, минеральные соли)
2) органические вещества(белки,липиды,углеводы…)
Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Содержание воды в разных клетках колеблется от 20 % (в костях) до 90 % (в клетках эмбриона). По мере старения организма ее количество в клетках снижается. Молекулы воды способны активно вступать во взаимодействие с различными веществами.
Вода обладает следующими свойствами:
1) высокой удельной теплоемкостью – поддерживает тепловой баланс при перепадах температуры окружающей среды;
2) высокой теплопроводностью – равномерно перераспределяет тепло по организму;
3) высокой теплотой парообразования – при этом уносит большое количество тепла;
4) высоким поверхностным натяжением – обеспечивает передвижение растворов по тканям, сосудам у животных и растений.
Вода в клетке выполняет важные функции:
1) структурная - составляет основную часть цитоплазмы, поддерживает объем клетки;
2) метаболическая - участвует в химических реакциях (расщепление белков, углеводов, жиров и др.), а также является средой, где происходят химические реакции;
3) транспортная - передвижение веществ в организме совершается с током воды;
4) терморегуляторная - поддерживает оптимальный тепловой режим клетки;
5) вода является источником кислорода при фотосинтезе;
6) является универсальным растворителем.
Минеральные соли в большом количестве находятся в клетках, образующие опорные органы - раковины, хитиновый панцирь, кости. В цитоплазме других клеток они диссоциированы на ионы. Наиболее важны для клетки катионы K+, Na+ , Mg2+, Ca2+, и анионы HPO42-, H2PO4-, Cl -, HCO3- . От концентрации солей зависит поступление воды в клетку. Соли участвуют в поддержании в клетке кислотно-щелочного равновесия. Некоторые ионы участвуют в активации ферментов, процессах мышечного сокращения, свертывании крови, создании осмотического давления в клетке. Так 0,9% раствор соли NaCl получил название физиологического, так как его осмотическое давление равно осмотическому давлению содержимого клетки. Он может использоваться в качестве кровезамещающей жидкости.
2. Животные возбудители и переносчики з-ний. Некоторые животные являются возбудителями заболеваний ( дизентерийная амеба вызывает дизентерию, малярийный плазмодий – малярию , бычий цепень ,свиной цепень- вызывают глистные заболевания, чесоточный клещ – вызывает чесотку),или их переносчиками (например грызуны являются переносчиками чумы, тулерямии, клещи – переносчики клещевого энцефалита)… Например :малярийный плазмодий – возбудитель малярии. Он попадает в кровь человека при укусе самки малярийного комара, далее попадает в печень ,где начинает множественно делиться (шизогония), после этого вновь попадает в кровь ,т.е.в эритроциты и там тоже многократно делится(это бесполый путь малярийного плазмодия). Заболевание у человека он еще не вызывает, для этого нужно ,чтобы возбудитель попал в кишечник комара, где он станет половозрелым (половой путь) ,затем попадет в слюнные железы комара ,а при укусе вызовет у человека заболевание – малярию. Основной хозяин малярийного плазмодия – комар(половой путь) Промежуточный – человек(бесполый путь).
Профилактика малярии – борьба с малярийными комарами, защита от их укусов.
3.Группы крови….
Кровь – это жидкая соединительная ткань.
Кровь состоит: 1)плазма крови(55%)
2)форменные элементы- 45%(эритроциты,тромбоциты, лейкоциты)
Эритроциты – красные кровяные клетки. Эритроциты не имеют ядра, двояковыпуклые диски. Снаружи эритроцит покрыт мембраной ,внутри него гемоглобин (белок).Образуются эритроциты в красном костном мозге. ( в трубчатых костях),разрушаются в печени и селезенке. Живут 3 - 4 месяца. Функция: транспортная(перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким)
Лейкоциты- белые кровяные клетки. Лейкоциты способны бороться с микробами. Они захватывают их своими ложноножками и уничтожают их. И.И.Мечников назвал такие лейкоциты- фагоцитами ,т.е. пожирателями, а сам процесс уничтожения микробов фагоцитами – фагоцитозом.
Тромбоциты-красные кровяные пластинки(самые маленькие клетки крови). Безъядерные, самые маленькие клетки крови. Живут – 5 – 8 суток. n Образуются в красном костном мозге, разрушаются в селезенке. Функция – участвуют в свертывании крови.
У человека различают 4 группы крови (1,2,3,4) и резус фактор,у 85% людей он есть ,тогда говорят- резус – положительный, а у 15% его нет – резус- отрицательный. При переливании крови учитывают не только группу крови,но и резус-фактор.
I группа - не содержит агглютиногенов (антигенов), но содержит агглютинины (антитела) α и β. Она обозначается 0 (I). Так как эта группа не содержит инородных частиц (антигенов), то ее можно переливать всем людям.
Человек с такой группой крови является универсальным донором.
II группа содержит агглютиноген (антиген) А и агглютинин β (антитела к агглютиногену В). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген В - это I и II группы
III группа содержит агглютиноген (антиген) В и агглютинин α (антитела к агглютиногену А). Поэтому ее можно переливать только тем группам, которые не содержат антиген А - это I и III группы.
IV группа крови содержит агглютиногены (антигены) А и В, но содержит агглютининов (антител). Поэтому ее можно переливать только тем, у кого такая же, четвертая группа крови. Но, так как в крови таких людей нет антител, способных склеиться с вводимыми извне антителами, то им можно переливать кровь любой группы.
Люди с четвертой группой крови являются универсальными реципиентами.
Билет № 17.
1.Экосистема(биогеоценоз)- совокупность совместно обитающих организмов и условий окружающей среды.
В любом биогеоценозе существуют продуценты(растения),консументы(животные),редуценты(микроорганизмы).
Все эти организмы сязаны между собой цепями питания.
Цепь питания - перенос энергии от одного организма к другому.
Цепь питания всегда начинается с растений(продуцентов).
Существует 2 вида цепей питания:
1) цепь выедания(пастбищная цепь)
например: растение -гусеница- птица-лиса.
2) цепь разложения (детритная цепь)
листовой опад(детрит)- дождевой червь- дрозд- ястреб.
Детрит- мертвое органическое вещество.
2.Роль животных в природе и в жизни человека.
Распространяют плоды и семена,опыляют растения.для человека являются источником пищи,меха,шерсти,шелка,пуха,воска...
Однако есть животные - переносчики ивозбудители заболеваний человека(глисты,малярийный плазмодий..)
Многие животные вымерли по вине человека.
Под угрозой гибели находятся: сирены,киты,орангутанги,амурские тигры,африканские слоны....Все они занесены в Красную книгу.
Человек должен охранять и беречь животных. С этой целью созданы заповедники,заказники,где содержатся редкие виды животных(зубры...)
3. Кровообращение – непрерывное движение крови в организме
Сердце- полый мышечный орган. Масса ~ 300 г. Расположено в грудной полости. Снаружи защищено перикардом.
Строение оболочек сердца: 1) Эпикард(наружная) 2) Миокард(мышечная) 3) Эндокард (внутренняя)
Сердце - четырехкамерное.
2 круга кровообращения- большой и малый.
2 круга кровообращения- большой и малый.
Большой – начинается с левого желудочка и впадает в правое предсердие(артериальная кровь,насыщенная кислородом).
Малый круг –начинается с правого желудочка ,идет к легким и впадает в левое предсердие
В большом круге по артериям течет артериальная кровь,по венам – венозная
В малом – исключение – по венам – артериальная , по артериям – венозная.. •
Между предсердиями и желудочками – створчатые клапаны :
Между правым предсердием и правым желудочком- 3-х створчатый клапан;
Между левым предсердием и левым желудочком- 2-х створчатый клапан.
Между правым желудочком и легочной артерией – полулунный.
Между левым желудочком и аортой- полулунный клапан.
Автоматизм сердца – способность сердца сокращаться под влиянием собственных импульсов.
Виды кровотечений:
1.Капиллярное 2.Артериальное 3.Венозное 4.Внутреннее( паренхиматозное)
Первая помощь при артериальном кровотечении:
1.Пережать сосуд жгутом выше места повреждения ,на одежду.
2.Наложить жгут на конечность( летом на 1,5-2 часа, зимой на 1 час)
3.Прикрепить записку с указанием времени наложения жгута.
4.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение .
Первая помощь при венозном кровотечении:
1.На рану необходимо наложить давящую повязку . 2.Отправить пострадавшего в медицинское учреждение
Первая помощь при капиллярном кровотечении.
1.Обработать края раны йодной настойкой, а саму рану 3% р-ром перекиси водорода. 2. Наложить стерильную марлевую повязку
Первая помощь при паренхиматозном(внутреннем кровотечении).
1.Обеспечить полный покой 2.Придать пострадавшему полусидячее положение 3.К предполагаемому месту кровотечения приложить лёд или холодную воду. 4.Срочно доставить пострадавшего к врачу!
Билет № 18.
1.Наследственные з-ния.
Генетика-наука о наследственности и изменчивости организмов. . Мутации - это внезапные, наследуемые изменения генетического материала.
Мутации характеризуются рядом свойств: возникают внезапно, скачкообразно;
изменения наследственного материала происходят ненаправленно – мутировать может любой ген, приводя к изменению любого признака;
по проявлению в фенотипе могут быть доминантными и рецессивными;
передаются по наследству.
По уровню нарушения наследственного материала выделяют: генные, хромосомные и геномные мутации.
Генные (точковые) мутации – это мутации, связаные с изменением структуры гена (последовательности нуклеотидов молекулы ДНК).
К нарушению структуры гена могут привести: а) замена, б) вставка, в) выпадение нуклеотидов.
Генные мутации являются причиной развития многих болезней обмена веществ (фенилкетонурия, альбинизм, серповидноклеточная анемия).
Хромосомные мутации – это изменения в структуре хромосом.
Хромосомные мутации подразделяют на внутрихромосомные и межхромосомные.
К внутрихромосомным мутациям относятся: а) делеция - выпадение участка хромосомы; б) дупликация - удвоение участка хромосомы; в) инверсия - поворот участка хромосомы на 180о.
К межхромосомным мутациям относится транслокация - перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому.
Примером хромосомной мутации у человека является - синдром «кошачьего крика»-заболевание у детей.
Геномными называются мутации с изменением числа хромосом в кариотипе.
Выделяют два типа геномных мутаций: а) полиплоидия - это увеличение числа хромосом, кратное гаплоидному набору (3n, 4n, 6n и т.д.).
б) гетероплоидия - это изменение числа хромосом, не кратное гаплоидному (2n+1 - трисомия, 2n-1 - моносомия)
. Геномные заболевания- синдром Дауна – (трисомия по 21 хромосоме); синдром Шерешевского-Тернера – (моносомия - нет одной Х хромосомы у женщин).
По влиянию на организм мутации классифицируются на: вредные (летальные - несовместимые с жизнью и полулетальные - снижающие жизнеспособность), нейтральные и полезные (повышающие жизнеспособность). Большинство мутаций вредно. Только малая часть мутаций в какой-то мере полезна для организма.
Мутагенные факторы.
Мутации постоянно происходят в популяциях под действием мутагенных факторов внешней среды. Факторы, способные вызывать мутации, называются мутагенными (мутагенами). Различают: - физические мутагены - различные виды излучений (рентгеновские лучи, гамма-излучение, УФИ), тепло; - химические - формалин, колхицин (используется для получения полиплоидов, так как разрушает веретено деления, но не препятствует удвоению хромосом) и многие другие; - биологические - многие вирусы, токсины бактерий, плесневые грибы. В настоящее время в народном хозяйстве широко применяются химические соединения и радиоактивные вещества, обладающие мутагенным действием. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются: -сельское хозяйство (инсектициды, гербициды, фунгициды); -промышленность (формалин, соли тяжелых металлов, анилиновые красители, кислоты, щелочи и др.). Использование радиоактивных веществ для получения электроэнергии иногда приводит к загрязнению окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС привела к загрязнению радионуклидами пятой части территории Беларуси и создала огромную опасность для биосферы в целом); - транспорт (продукты сжигания нефти).
Многие мутагены одновременно являются канцерогенами (вызывают злокачественные опухоли), тератогенами (вызывают уродства у плода).
2.Разнообразие растений….
Растительный мир очень разнообразен и насчитывает более 2 млн видов растений. Без растений не было бы жизни на Земле. В поцессе фотосинтеза они поглощают углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород.
Однако видовое разнообразие резко сократилось и в этом есть вина и человека! Прежде всего -это загрязнение окружающей среды!
Человек - часть природы и должен бережно к ней относиться. С этой целью созданызаповедники,заказники,национальные парки,ботанические сады.
Многие растения занесены в Красную Книгу и находятся под охраной нашего государства.
Охрана среды и рациональное природопользование - общее дело всего человечества.
В 1948 году был создан Международный союз охраны природных ресурсов ,который изает Красную книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.
Подобная природоохранная деятельность приносит положительные результаты, и есть надежда,что глобальные экологические проблемы человечества будут решены!
3.Пищеварительная система…
Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Ферменты - это биологически активные соединения, способные ускорять протекание биохимических реакций. Так, расщепление в пищеварительном тракте компонентов пищи, протекает с участием пищеварительных ферментов. Их названия зависят от природы расщепляемого вещества: протеины расщепляют протеазы; липиды – липазы; углеводы – амилазы; нуклеиновые кислоты – нуклеазы.
Пищеварительная система состоит : Полость рта Глотка Пищевод Желудок Кишечник (тонкий и толстый) Печень Поджелудочная железа
Функции пищеварительной системы: ) секреторная; 2) двигательная; 3) всасывательная
В полости рта пища измельчается , перетирается зубами, увлажняется слюной и превращается в пищевой комок.
Язык проталкивает пищевой комок в глотку , а далее в пищевод и желудок…
Глотка - мышечная трубка , состоит из трех частей носовой , ротовой и гортанной.
Пищевод (25 см) – мышечная трубка , по ней пищевой комок движется к желудку.
Желудок - - расширенный отдел пищеварительного канала , расположен в брюшной полости ; у него есть дно и тело ; выпуклая часть(большая кривизна) и вогнутая часть (малая кривизна); вместимость желудка – 1,5 – 2 литра ; есть два сфинктера ( сжиматели) вначале и в конце , регулирующие передвижение пищи; В желудке вырабатывается желудочный сок ,его фермент – пепсин(расщепляет сложные вещества до простых)…
Кишечник : состоит из 2 отделов (тонкого и толстого);
Тонкий кишечник (длина 5-6 м) , имеет отделы: 1) 12-перстная кишка; 2) тощая; 3) тонкая . Функция – всасывательная.
Толстый кишечник( 1,5 м) ,имеет отделы: 1) аппендикс(слепая кишка); 2) сигмовидная; 3) прямая.
Профилактика пищевых отравлений: Не пить воду с водоемов, кипятить ее; Правильно хранить продукты питания; Мыть руки перед едой; Не есть просроченные продукты питания…
Вирусный гепатит- острое, вирусное воспаление печени( вызывается вирусами А, В,С) Его осложнение- цирроз печени, что может привести к гибели.. Вирус гепатита А –передается пищевым путем, вирусы гепатита В,С- через кровь, при переливании крови, при операциях…
Профилактика: соблюдение пищевой гигиены, проверка крови доноров, стерилизация медицинского инструментария, проверка работников питания на носительство вирусного гепатита...
Профилактика: соблюдение пищевой гигиены, проверка крови доноров, стерилизация медицинского инструментария, проверка работников питания на носительство вирусного гепатита...
Билет № 19
1.Место и роль человека в системе органического мира…
Царство – животные
Тип – хордовые
Подтип –позвоночные
Класс – млекопитающие
Отряд – приматы
Семейство- люди
Род – человек
Вид- Человек Разумный (Homo sapiens).
Сходство человека с млекопитающими(приматами):
4 -е группы крови; наличие аппендикса; порядок прорезывания зубов; забота о потомстве (99% сходства).
Отличия: ) речь; 2)мышление; 3)сознание; 4)прямохождение ; 5)плоская стопа; 6)изгибы позвоночника; 7) большой палец противопоставлен 4-ем остальным (это связано с трудом).
Рудименты-- органы , которые утратили свое значение. - зубы мудрости - аппендикс - умение шевелить ушами , как делают животные… Атавизмы-- органы , которые доказывают ,что человек произошел от животных. - сплошной волосяной покров - наличие хвостика - дополнительные молочные железы…
2. Членистоногие,их классификация…
Тип членистоногие- самый многочисленный (более 1,5 млн видов)
Он делится на 3 класса:
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые.
Тело членистоногих покрыто хитиновым покровом,оно состоит из сегментов, а конечности состоят из члеников, предротовая лопасть слилась с двумя первыми сегментами тела- возник головной отдел,ответственный за ориентацию в среде и захват пищи. Средний отдел тела взял на себя функцию передвижения с помощью ног,задний отдел- функцию пищеварения и размножения. Кровеносная система незамкнутая,раздельнополые животные,хорошо развиты органы чувств. Членистоногие играют важную роль в биоценозах,имеют важное практическое значение.(опыляют растения…)
Класс Насекомые- этот класс занял господствующее положение на Земле,так как у них более совершенная нервная система(более крупный надглоточный нервный узел и брюшная нервная цепочка), дышат- трахеями, есть дыхальца по бокам брюшка,выделительная система- мальпигиевые сосуды, кровеносная система незамкнутая, сердце в виде трубочки с перегородкой внутри,пищеварительная система- рот,глотка,пищевод,желудок,кишечник,средний и задний,анальное отверстие.
У насекомых 3 пары ног(шесть),у пауков- 4 пары ног(восемь) ,у раков- 5 пар ходильных ног(десять).
К общественным насекомым относят- пчел и муравьев…
3.Зрительный анализатор…
Он состоит из 3 частей: рецепторы сетчатки, зрительный нерв, затылочная доля коры больших полушарий головного мозга. Глаз орган зрения находится в глазнице , на защищает глаз от повреждений.
Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата: шесть мышц слезный аппарат брови веки ресницы
Глазное яблоко имеет три оболочки:
1) белочная(склера) оболочка(наружная , ее передний отдел переходит в прозрачную роговицу , за ней – радужка , в его центре - зрачок);
2)сосудистая оболочка (состоит из 3 отделов: собственно сосудистая , ресничное тело , радужная оболочка);
3)сетчатка(внутренняя , в ней находятся светочувствительные клетки – палочки и колбочки). Палочки (125 -130 млн). -отвечают за сумеречное зрение; -при нарушении функции палочек возникает заболевание куриная слепота; Колбочки (7 млн). -отвечают за яркое освещение; - различают цвета; - при нарушении их функции возникает заболевание дальтонизм (не различают зеленый и красный цвет).
В сетчатке есть желтое и слепое пятно. Слепое пятно – место выхода зрительного нерва, в нем нет ни палочек , ни колбочек! Желтое пятно – содержит большое количество колбочек, и является местом наибольшего видения!
Преломляющие среды глаза: ) хрусталик -двояковыпуклая, прозрачная линза, -преломляет лучи и собирает их на сетчатке. 2) стекловидное тело - прозрачное , студенистое вещество , вся полость глазного яблока заполнена им, функция -преломляющая. 3) водянистая влага - заполняет переднюю камеру глаза(между роговицей и радужкой) и заднюю камеру(между хрусталиком и радужкой).
Как мы видим?
Лучи проходят через светопреломляющие среды и на сетчатке появляется уменьшенное изображение в перевернутом виде. Далее импульсы по зрительному нерву передаются в затылочную долю коры головного мозга , где происходит зрительное ощущение и мы видим изображение! Заболевания глаз – близорукость (лучи преломляются впереди сетчатки) и дальнозоркость – лучи преломляются позади сетчатки. Нужно правильно сидеть за партой, держать книгу на расстоянии 30 см от глаз,освещение должно быть хорошим и падать на книгу слева, не читать лежа, работать на компьютере нужно 1,5 – 2 часа ,а затем делать длительный перерыв. Если не соблюдать все эти правила, то зрение будет ухудшаться.
Билет № 20.
1. Различие организмов по способу питания..
Питание – это совокупность процессов,включающих поступление в оргнизм питательных веществ,их переваривание,всасывание и усвоение. Питательные вещества расходуются на все процессы жизнедеятельности организма.
По способу питания живые организмы делятся на 2 большие группы:
1) Автотрофы- участвуют в фотосинтезе,производят органическое вещество(растения,синезеленые водоросли)
2) Гетеротрофы- используют готовые органические вещества (животные,грибы,бактерии)
2. Беспозвоночные животные....
К беспозвоночным животным относят животных у которых нет хорды и в процессе эволюции не образуется позвоночник.
К беспозвоночным относят следующие основные типы:
Тип Кишечнополостные(медузы,гидра,актинии,коралловые полипы)
Тип Плоские черви( свободноживущие - планария.., паразиты- бычьий цепень, свиной цепень, печеночный сосальщик)
Тип Круглые черви ,среди них есть паразиты- аскарида,острицы,трихинеллы.
Тип Кольчатые черви ( нереида,пескожил - морские и дождевой червь)
Тип Моллюски( класс Двустворчатые-мидии,Класс Брюхоногие-улитки,класс Головоногие-кальмары,осьминоги,каракатицы)
Тип Членистоногие ( Класс Ракообразные,класс Паукообразные,Класс Насекомые)
Представители этих типов сильно отличаются друг от друга и по внешнему, и по внутреннему строению,по происхождению и образу жизни.
Тип Кольчатые черви.
Он состоит из 2 классов:
1.Многощетинковые(морские-нереида и пескожил)
2. Малощетинковые (дождевой червь)
Дождевой червь участвует в почвообразовании. Дождевые черви проделывая норки ,способствуют проникновению в глубь почвы воды и воздуха, которые нужны растениям Продвигаясь вперед ,дождевые черви заглатывают землю, пропуская ее через кишечник ,и выбрасывают позади себя, измельчая, перемешивая и обогащая перегноем. Все это делает почву более благоприятной для жизни растений. Один дождевой червь может переработать за сутки около 0,5 г почвы. Если в почве нет дождевых червей – растения дают плохой урожай.Поэтому дождевых червей надо охранять как полезных животных!
3.Слуховой анализатор….
Строение :
1)Наружное ухо: Ушная раковина Наружный слуховой проход Барабанная перепонка
2)Среднее ухо: Слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко) Евстахиевы трубы
3)Внутреннее ухо: Овальное окно; улитка, заполненная жидкостью; слуховые рецепторы Вестибулярный аппарат (полукружные каналы, расположенные в трех взаимоперпендикулярных областях и 2 мешочка).
Слуховой анализатор состоит из 3 частей:
1. Периферическая часть – рецепторы улитки;
2. Проводниковая часть – слуховой нерв;
3. Центральная часть – височная доля коры больших полушарий головного мозга
Как мы слышим?
2. Проводниковая часть – слуховой нерв;
3. Центральная часть – височная доля коры больших полушарий головного мозга
Как мы слышим?
Звуковые колебания через органы среднего и внутреннего уха достигают слуховых рецепторов_(рецепторов улитки). Нервные импульсы по слуховому нерву передаются в слуховую зону коры в височной доле головного мозга. Там звуки опознаются, анализируются и мы слышим звук.
Билет № 21.
1.Клетка,вид,экосистема.
Клетка- структурная единица всех живых организмов. Все живые организмы имеют клеточное строение(одноклеточные - состоят из одной клетки,например - инфузория туфелька,эвглена зеленая...,а многоклеточные организмы- состоят из множества клеток,которые образуют ткани.)
Клетки живых организмов - делятся (соматические - путем митоза, а половые - путем мейоза .
Клетки живых организмов растут,развиваются..
Вид- группа особей, имеющая общее строение происхождение,обитающие на определенной территории,скрещивающиеся между собой и дающие плодовитое потомство.
Вид- наименьшая систематическая категория.
Например:Заяц беляк или заяц -русак
Имя существительное - обозначает их род(Заяц),а имя прилагательное- их вид(русак,беляк)
Все живые организмы обитают в биоценозах (биоценоз- леса,луга,болота,водоема) ,а они образуют экосистему( биогеоценоз).
Экосистема- совокупность совместно обитающих огранизмов и условий их существования,находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом и функционирующих как единое целое.
2. Растение - целостный организм.
Первые растения вышедшие на сушу были -псилофиты,они были способны к фотосинтезу,т.е. поглощали углекислый газ и выделяли в атмосферу кислород.
С выходом на сушу у них появляются ткани(покровная,основная,механическая...) и органы: генеративные(цветок и плод у покрытосеменных растений-вишня,шиповник...) и вегетативные(корень и побег) .
Побег - сложный орган,состоящий из корня,листья,стебля.
Функции корня:
поглощение воды с растворенными вней минеральными веществами, транспортная,синтез органических веществ...
Функции стебля:
опрора для растения(защитная),участие в фотосинтезе, запасающая,транспортная...
Функции листа:
фотосинтез и транспирация(испарение воды)...
Если колорадский жук съест листья картофеля, то листья не смогут участвовать в таком важном процессе как фотосинтез, органические вещества не будут образовываться, а значит масса клубней картофеля не будет увеличиваться.
3.Нервная система человека делится на :
1).центральную(головной и спинной мозг)
2).периферическую (нервы и нервные узлы, которые отходят от головного и спинного мозга.)
Периферическая нервная система делится на соматическую и вегетативную(деят. внутренних органов).
Вегетативная делится на симпатическую и парасимпатическую нервную системы.
Центральная нервная система:
1. Спинной мозг.
Спинной мозг находится внутри позвоночного канала и представляет собой тяж, который вверху переходит в продолговатый мозг , а внизу заканчивается на уровне 2 поясничного позвонка. Внутри спинного мозга есть узкий канал , заполненный спинномозговой жидкостью. На передней и задней стороне спинного мозга есть продольные борозды , они делят его на правую и левую части.
Спинной мозг состоит из серого ( тела нейронов) и белого ( отростки нейронов)вещества. Серое вещество расположено внутри и имеет форму «бабочки», а снаружи- белое вещество На поперечном разрезе в сером веществе различают передние и задние рога , а в грудном отделе есть и боковые рога.
От спинного мозга отходит 31 пара спинно -мозговых нервов.
Каждый нерв начинается от спинного мозга 2 корешками передними(двигательными) и задними ( чувствительными)
. Задние корешки(чувствительные) имеют утолщение- узлы, в них находятся тела чувствительных нейронов.
Передние и задние корешки сливаются и образуют спинномозговой нерв.
Функции спинного мозга :
1)рефлекторная- осуществление простейших рефлексов и участие в более сложных рефлекторных реакциях.
2) проводниковая –проведение нервных импульсов от рецепторов к головному мозгу (Ц.Н.С.), а оттуда к исполнительному органу.
2.Головной мозг.
Головной мозг(вес 1.500г) Снаружи- серое вещество(кора),внутри – белое. Внутри белого вещества есть вкрапления серого вещества – подкорка. От головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов.
Отделы головного мозга:
1. задний (продолговатый мозг , мост, мозжечок);
2.средний ;
3. передний (промежуточный мозг и большие полушария).
Задний отдел:
Продолговатый мозг – является продолжением спинного мозга и выполняет 2 функции (рефлекторную и проводниковую);
В нем расположены центры дыхания ,сердечной деятельности, жевания ,глотания , сосания и центры защитных рефлексов ( чихания , кашля , рвоты); Мост (варолиев) выполняет проводниковую функцию , через него проходят нервные волокна , которые связывают передний мозг и средний с продолговатым мозгом и спинным мозгом .
В нем лежат ядра черепно-мозговых нервов ( лицевого , тройничного,слухового).
Мозжечок - отдел головного мозга позвоночных, отвечающий за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса. У человека располагается позади продолговатого мозга и варолиева моста, под затылочными долями полушарий головного мозга. Мозжечок состоит из двух полушарий , соединенных отростком. При его повреждении нарушается координация движений.
Средний мозг является продолжением моста и соединяет передний мозг с задним. В нем расположены ядра ориентировочных рефлексов на зрительные и слуховые раздражения. Благодаря им человек осуществляет движение туловища ,головы , глаз в сторону раздражителя.
Средний мозг регулирует и распределяет тонус мышц.
Передний мозг:
1)Промежуточный мозг-- расположен впереди среднего мозга. Его отделы - зрительные бугры и подбугровая область.
Зрительные бугры - подкорковые центры всех видов чувствительности.
Подбугровая область ( гипоталамус) - является высшим центром регуляции вегетативных функций, обмена веществ, температуры тела , гомеостаза(т.е. постоянства внутренней среды), регулирует деятельность желез внутренней секреции